Возможно, выскажу еще одно непопулярное мнение. Не знаю, насколько уместны будут мои слова сейчас, когда пропагандируются свобода слова и самовыражения и общедоступность информации. Но все же, на мой взгляд, не всякая информация должна быть доступна большинству.
Я говорю сейчас не о секретных документах, составляющих коммерческую или государственную тайну. Они естественно должны оставаться скрыты, и мне, когда я задумываюсь об этом, весьма льстит, что по работе я имею к ним доступ. И о достижениях науки и искусства я также не говорю. Я ничего не имею против сетевого пиратства, хотя прекрасно знаю, как оно неприятно авторам. Но, как когда-то высказалась одна из моих избранных, хорошо рассуждать о вреде пиратства, когда сидишь в кофейне в Париже и строчишь гневный пост на макбуке.
Я о другом.
Выражение не мое, но оно хорошо отражает происходящее: сейчас мало людей имеют представление об интимности. О том, что "беременные фотосессии" — для семейного альбома, а не для страницы в социальной сети, где, кроме твоей сотни подписчиков, снимки может увидеть каждый мимопроходящий. О том, что рассказывать о своих болезнях уместно в кабинете врача, а в Интернете — если собираешь деньги на дорогостоящее лечение и должен отчитываться о затратах. О том, что обсуждать с малознакомыми людьми отношения в паре несколько неэтично по отношению к возлюбленному. И далее, далее.
На вопрос "чем же это вредит", я не смогу однозначно ответить. Если человеку никак не мешает обнажение перед большой аудиторией — и ладно. Но когда подобное поведение входит в норму, когда стирается граница между тем, что доступно немногим, и тем, что доступно толпе, может встать вопрос о ценности этого общедоступного. Кроме того, люди, которые изначально не склонны так себя вести, наблюдая всемерную откровенность, могут решить, что такое поведение поощряется (а я часто встречала и поощрение столь далеко идущей открытости), и выложить в общий доступ вещи глубоко личные. Хорошо, если это никак им не повредит. Плохо, если случится как в стихотворении Тютчева:
Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно постыдилась
И тайн и жертв, доступных ей...
И за себя скажу: мне было бы весьма неприятно, если бы кто-нибудь из близких выложил в общий доступ мои снимки или откровения, которые, как мне думалось, предназначались только нам двоим.
Может возникнуть резонный вопрос: ладно, с личными вещами нужно быть осторожней, а что насчет великих идей? Скажем, пришел тебе в голову ответ на важный вопрос, над которым много веков бьется человечество. А вопрос этот глубоко личный для каждого, кто им задается. Например, о любви, о Боге, как тогда быть? Хочется поделиться со всем миром своим открытием, оно наверняка поможет многим! Тут надо сказать: я думаю (да что думаю, знаю!), многие вещи нельзя донести до человека, пока он своим умом и опытом не дойдет до их понимания. Как ему этот опыт организовать? Если у вас есть творческие способности, было бы здорово написать историю. Или стихотворение. Или нарисовать картину. Или сочинить песню. Или снять фильм. И вложить свою мысль, а лучше — свое чувство, свой опыт, которые должны к этой мысли подвести — в них. Потому что, повторю, идея, высказанная прямым текстом, даже в художественном произведении имеет небольшие шансы дойти до чужого сердца.
А если способностей нет или заморачиваться не хочется, есть другой способ: скажите прямо. Прямо и вежливо, как если бы обращались к малознакомым уважаемым людям. Обращения от коучей в духе "родные мои" меня, например, отталкивают, а вот формальная вежливость — нет. Формальная вежливость — это не холодность, а всего лишь обычай обращения к незнакомым людям. Выскажите свою чудесную мысль просто, грамотно и нейтрально. Или с юмором. Или с фоткой котика. И чем меньше будет в ваших словах патетики, чем осторожнее вы будете касаться деликатных вещей, тем лучше. В конце концов, такие темы, как любовь, Бог, боль, одиночество и прочие глубоко личные для каждого человека, заслуживают того, чтобы подбирать слова.