дикий котанчик
Слушала былины и песни восточных славян о драконах, крылатых змеях и прочих чешуйчато-огнедышащих чудесах. В глаза явно бросилась закономерность: девушки, достающиеся змею на растерзание, ведут себя как Белла из "Сумерек": они одинаково пугаются, одинаково плачут, им недостает храбрости не то что попытаться самим себя спасти, но даже попробовать сломать систему (например, вместо слез и причитаний кинуться дракону на шею с воплем "Наконец-то!"). Был, правда, один сюжет, в котором мать главного героя гуляла в подозрительном месте и случайно разбудила живущего там змея. То, что между ними потом произошло, описывалось очень скупо, но вскоре эта женщина родила сына — оборотная, великого чародея и очень жестокого человека (жестоким его считаю я, в песне-то он ах какой молодец).
Нам еще в МГУ рассказывали, что персонажи в устном народном творчестве — это не личности, а образы и социальные роли. Девица, достающаяся дракону, — не личность, она символ народа или отдельного человека, подвергающегося угнетению. Змей, в свою очередь, тоже не личность — он олицетворение злого начала. Равно как и герой, побеждающий змея, ценен не сам по себе, а как носитель начала доброго.
Непонятно одно: почему для олицетворения зла выбрали такое красивое существо?
Нам еще в МГУ рассказывали, что персонажи в устном народном творчестве — это не личности, а образы и социальные роли. Девица, достающаяся дракону, — не личность, она символ народа или отдельного человека, подвергающегося угнетению. Змей, в свою очередь, тоже не личность — он олицетворение злого начала. Равно как и герой, побеждающий змея, ценен не сам по себе, а как носитель начала доброго.
Непонятно одно: почему для олицетворения зла выбрали такое красивое существо?
Просто, сколько себя помню, зло в мировой культуре всегда изображается ярче, мясистей и гораздо привлекательней.